Схема представляет из себя систему автоматического отключения аккумулятора при полном заряде, то есть это не совсем зарядное устройство, конечно если дополнить её трансформатором и выпрямителем, то получим полноценное ЗУ.
Начальная схема подвергалась некоторым изменением плата дорабатывалась в ходе испытаний конечную версию платы можно скачать в конце статьи.
Рассмотрим схему.
Как видим она до боли простая и содержит всего один транзистор, электромагнитное реле и мелочевку. У меня на плате также имеется диодный мост по входу и примитивная защита от переполюсовки (на схеме эти узлы не нарисованы).
На вход схемы подается постоянное напряжение зарядного устройства или любого другого источника питания, тут важно заметить, что ток заряда не должен превышать допустимый ток через контакты реле и ток срабатывания предохранителя. В моем случае схема на 8 ампер.
Как это работает — при подаче питания на вход схемы заряжается аккумулятор, в схеме есть делитель напряжения (R2, R3, R4) с помощью которого отслеживается напряжение непосредственно на аккумуляторе.
По мере заряда напряжение на аккумуляторе будет расти, как только оно становится равным напряжению срабатывания схемы, которое можно выставить путем вращения подстроечного резистора, сработает стабилитрон, подавая сигнал на базу маломощного транзистора и тот сработает.
Так как в коллекторную цепь транзистора подключена катушка электромагнитного реле, последняя также сработает и указанные контакты разомкнутся, а дальнейшая подача питания на аккумулятор прекратится.
Заодно и сработает второй светодиод, уведомив о том, что зарядка окончена.
В схеме есть еще один светодиод, он светится постоянно, это по сути индикатор наличии напряжения на плате.
Как сказал ранее, делитель отслеживает напряжение непосредственно на аккумуляторе, следовательно, если аккумулятор будучи подключенным к зарядному устройству разрядиться до некоторого значения, схема автоматически сработает и процесс заряда возобновится.
Так как делитель подключен непосредственно к аккумулятору он будет его разряжать, но ток разряда такой мизерной, что его можно не принимать во внимание.
Для настройки схемы на ее выход подключается конденсатор большой емкости, он у нас в роли быстрого заряжаемого аккумулятора. Я взял последовательно соединенные ионисторы и подсоединил вместо конденсатора.
Если брать конденсатор, то его напряжение должно быть 25-35 вольт, сперва подключаем ионисторы (в моём случаи) или конденсатор к выходу схемы соблюдая полярность,
по окончанию заряда сперва отключаем зарядное устройство от сети, затем аккумулятор иначе реле будет ложно срабатывать. При этом ничего страшного не случится, но звук неприятной.
Далее берем любой регулируемый источник питания, например лабораторный блок и выставим на нём то напряжение, до которого будет заряжаться наш аккумулятор и подключаем блок ко входу схемы.
Медленно вращаем подстроечный резистор до тех пор,
пока не сработает красный индикатор, после чего делаем один полный оборот подстроечника в обратном направлении, так как схема имеет некоторый гистерезис.
А теперь проверяем работу
Напряжение на ионисторах или конденсаторе, будет показывать мультиметр при достижении на них порогового значения система отключит питание.
Если напряжение снизится на АКБ, схема опять сработает и будет снова заряжать аккумулятор до заданного значения.
Плату можно скачать здесь…
Автор; АКА Касьян
Как вам статья?
Как я понимаю это доработка прошлой схемы, но я тут R2 10ком я заменил на 5 ком иначе переключения не происходило, а так схема хорошая с индикатором
Вопрос насколько надёжно будет работать данная схема. В ней используется переменное сопротивление, а надёжность его работы под большим вопросом, особенно в таком режиме работы, когда подстройка осуществляется только в начале эксплуатации, а затем дальше не трогается. Видимо, проверять правильность настройки нужно будет не реже раза в год по мере окисления контактов переменного резистора.
А кто вам мешает поставить постоянное?
Данная схема должна работать более менее стабильно на зарядном устройстве с постоянным зарядным током. Возможно, будут какие то отклонения на новом или старом аккумуляторе потерявшем ёмкость.
Но есть зарядные устройства с регулируемым током заряда с помощью которого можно заряжать аккумуляторы разной ёмкости. Можно ли как то использовать такую схему для универсального зарядного устройства? Или нужно будет подстраивать схему под заряжаемый аккумулятор, например автомобильный 60 ач или от шуруповерта 1,5 ач.
при заряде А,К,Б, током 5- 10ампер сколько проработает эта схема и как долго ,интересно ,,
Артур здравствуй. Впервой схеме можно поставить стабилитрон ZD1 в базе транзистора на другое напряжения стабилизации.
Покажите примитивную защиту от переполюсовки. Благодарю