Проводя много времени в машине, люди стремятся повысить свой комфорт. Одним из первых критериев, который при этом пересматривают, является акустика. Повышение качества звука возможно только при установке автомобильного усилителя. Это устройство покупают в готовом виде или создают на основе микросхем.
Основные параметры устройств
Детали выбирают, опираясь на количество каналов и класса усиления. Определив эти параметры, удастся подобрать подходящее устройство или сделать его самостоятельно на основе микросхемы TDA7388.
Класс усиления
Этот показатель определяет уровень искажения сигнала. Для автомобильных устройств усилители бывают 5 классов:
- А. Их КПД не превышает 20%, но звук меньше искажается после установки таких устройств. Стоит учитывать, что они потребляют и выделяют много энергии, поэтому подходят не для каждого автомобиля. Работают довольно шумно. В салоне их не устанавливают, чтобы постоянно не слушать гул устройства.
- В. По своим характеристикам они мощнее, но дают слегка скаженный сигнал. Работа при воспроизведении звука здесь стабильней, термические показатели тоже держатся на одном уровне. Устройства этого класса обычно более габаритные.
- С. Коэффициент полезного действия достигает 75%, но сигнал сильно искажается при переходе через усилитель. Подходит не для всех аудиосистем.
- D. Сюда относят компактные цифровые устройства с чистым звуком. Раньше они использовались только для низких частот, но теперь стали более практичными.
Также есть смешанный класс АВ, в него входят долговечные устройства с достойным уровнем звучания. Их КПД не превышает 60%, но этого достаточно. Устройства с высокой мощностью занимают много места, их нельзя устанавливать в закрытом пространстве, иначе повышается риск замыкания и возгорания.
Для водителей, которые больше всего ценят качество звучания, больше подходят устройства класса АВ. Тем, кто хочет иметь внутри машины громкую систему, подойдут усилители D класса.
Количество каналов
Усилители со встроенным процессором имеют разное количество каналов мощности. Мастера на СТО считают, что в идеале для каждой колонки отводят свой канал, но здесь тоже многое зависит от предпочтений.
Усилители имеют до 6 каналов мощности:
- Моноблок используют для сабвуферов, их ставят при наличии низкой нагрузки. Одноканальные усилители выпускаются класса D, у них есть кроссовер с низким диапазоном и выносной регулятор звучания. Подходит для стандартных магнитол, у которых нет сабвуфера.
- Устройства на два канала используют для нескольких колонок. В них устанавливается мостовая схема или катушка, если достаточно мощности.
- Используются редко, только там, где есть 2 канала для акустики и сабвуфер. Считаются не очень практичными и надежными.
- Четырехканальные усилители распространены больше всего. Вариантов их применения несколько, продаются по низкой цене, отличаются надежностью. Эти усилители считаются более практичными, поскольку при любом способе подключения появляется хорошее звучание. Для создания акустической системы их комбинируют с двухканальными приборами.
- Они компактные, но используются не так часто. Подходят для 4 динамиков и сабвуфера. Место экономится за счет того, что одно устройство используется сразу для нескольких целей.
Использование микросхемы TDA7388
Новичкам и людям, которые не хотят много времен тратить на изготовление усилителя, рекомендуется взять готовую микросхему для создания гаджета. Так появится возможно настроить технику под свои потребности.
Характеристики
Производитель указывает, что у данного усилителя напряжение меняется от 10 до 18 В. Последний показатель подходит больше, местами возможны скачки до 50 вольт. Под эти показатели легко подобрать блок питания, а составленная схема будет стабильно работать. На выходном каскаде используют полевые транзисторы, это тоже плюс.
При использовании микросхемы усилитель получится класса АВ, он работает с частотами до 20 тыс. Гц. Предусмотрена защита от перегрева и короткого замыкания во время работы. Изготавливается устройство проще, чем аналоги, поэтому комплектующие легко найти.
Сборка
Для создания усилителя потребуется печатная плата с габаритами 35*70 мм. Конденсаторы берут до 25 Вт, подходят пленочные и электролитические. Если возникают проблемы со схемой TDA7388, то ее заменяют на TDA7560, они считаются одинаковыми. Каскад функционирует в мостовом режиме, поэтому отдельные конденсаторы не используются.
Сразу после сборки прибор заработает, дополнительные детали при этом не требуются. Во время монтажа конструкции стоит учитывать, что выводы MUTE и ST-BY замыкают на плюс, их включают при разъединении шины. При выборе блока питания учитывают, что максимальный ток не должен быть выше 15 А.
Недостатком самодельного усилителя является габаритный радиатор, хотя бы на 50 квадратных см. Уменьшение размеров возможно только при установке охлаждающего радиатора.
Аналоги
Для изготовления усилителя используют разные микросхемы. Перечислим детали, которые также пригодны для монтажа:
- TDA 7850. Лучший аналог для автомобильной акустики. Имеет высокий класс звучания и не искажает звук. Минимизирует паразитарные шумы, гарантирует четкость и басистость музыки.
- TDA 7560. Выходная мощность тут ниже, но эта деталь дешевле стоит. Чип впервые стали использовать для автомагнитол.
- TDA 7851. У него схожие с первым аналогом характеристики, но здесь уменьшена выходная мощность. Звук через деталь передается отлично, есть несколько защитных механизмов от перегорания.
Самостоятельное изготовление усилителя позволит сэкономить деньги и самостоятельно определить критерии устройства, а не выбирать из того, что есть в автомобильных магазинах. Однако, не стоит забывать про риски, которые зависят от качества комплектующих и самой сборки. Взвесьте все факторы перед тем, как решиться на покупку или самостоятельный монтаж устройства.
Как вам статья?