Самоделка, речь о которой пойдёт в этой статье, позволяет плавно зажигать и гасить лампы фар автомобиля. Это так называемое реле плавного пуска. Для чего это вообще нужно?
Во-первых, плавный розжиг ламп накаливания значительно (в разы) продлевает их срок службы. Если обратится в физике, то можно выяснить что в холодном состоянии нить лампы накаливания имеет сопротивление на много меньше, чем в разогретом. А это по закону Ома приводит к возрастанию протекающего через лампу тока, что в итоге и приводит к выходу её из строя чаще всего именно в момент включения. Плавное выключение лампы также благотворно сказывается на её сроке службы.
Во-вторых, плавное включение фар автомобиля позволяет водителю лучше адаптироваться к изменению освещения на дороге. Да и выглядит со стороны это просто стильно по сравнению с обычным розжигом ламп накаливания фар.
В основу схемы положена управляющая программа микроконтроллера DD1 ATtiny13A-SSU. Управляющую программу для него вы можете скачать с нашего сайта (ссылка). Прошивку микроконтроллера осуществляют совместимым с ATtiny13A программатором, который может быть, как заводского исполнения, так и самодельный.
Алгоритм работы управляющей программы.
1. Возможность инициализации первого включения после включения зажигания. Лампы должны разгораться плавно в течении 1-1,5 сек что бы разогреть холодную спираль. В основу положено не ограничение протекающего через них тока, а управление методом широтно-импульсной модуляции. При повторном кратковременном переключении ближнего света (например, при включении дальнего света), запуск происходит с минимальной задержкой;
2. Плавное выключение ламп методом поддержания нити в пол накала в течении 1 сек;
3. Минимальное потребление электроэнергии в ждущем режиме;
Работа схемы.
Позиционные обозначения: Egnitionlock ON — замок зажигания, +BAT — плюсовая клемма аккумулятора; OUT — выход схемы на лампы; ON/OFF — выключатель света.
Питание микроконтроллера осуществляется через стабилизатор напряжения отрицательной полярности DA1 MC7905CD2TG. Через диоды VD3VD4 на схему приходит минус аккумуляторной батареи при замкнутом выключателе света. При его размыкании минус обеспечивается через сами лампы фар.Микроконтроллер при этом управляет фарами в режиме ШИМ.
Через p-mosfetVT4 IRF9310 происходит непосредственная подача тока на лампы. Он в этой схеме выполняет роль силового ключа. Транзистор VT1 обесточивает схему в то время, когда зажигание выключено для снижения энергопотребления. VT2 — это сервисный транзистор для микроконтроллера, через который он определяет в каком состоянии находится зажигание — вкл/выкл. Также и транзистор VT3 информирует контроллер о замкнутом выключателе света.
Печатная плата (ссылка) выполнена из одностороннего фольгированного стеклотекстолита и рассчитана на элементы для поверхностного монтажа. При изготовлении платы методом ЛУТ, не забываем её отзеркалить, т.к. это верхний слой. Испытание и работу схемы вы можете посмотреть на видео.
Как вам статья?
Вопрос где ссылка на прошивку?
В архиве с печатной платой.