Плавный розжиг галогеновых ламп или как продлить их срок службы

Плавный розжиг галогеновых ламп

Данная поделка служит хорошим дополнением к автоэлектрики автомобиля, а именно продлеваем жизнь галогеновых ламп в фарах, схема состоит всего из двух деталей.

В данном случаи будем делать для галогеновых ламп, хотя это устройство можно использовать и для другой нагрузки, чтобы плавно её включать.

Устройство собрано на термисторе и реле, схема приведена ниже.

Плавный розжиг галогеновых ламп или как продлить их срок службы

В любой галогеновой лампе имеется нить накала или спираль, которая собственно и светит при подаче на неё напряжения.

Плавный розжиг галогеновых ламп или как продлить их срок службы

У этой спирали имеется сопротивление, которое изменяется от температуры, то есть в выключенном, холодном состоянии сопротивление стремится к нулю. При включении лампы сопротивление начинает нарастать симметрично нагреву спирали и именно в эти доли секунды больше всего случаев, когда перегорает нить накала. А представьте как ей (нити накала) приходится зимой.

Вот чтобы этого не происходило, а нить накала постепенно разогревалась мы и сделаем сегодняшнюю поделку, то есть мы ограничим пусковой ток при включении, тем самым лампа будет постепенно набирать свою яркость в течение нескольких секунд.

В этом нам поможет такая деталь как термистор.

Плавный розжиг галогеновых ламп

На рисунке термистор NTC — это значит термистор с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. Сопротивление этого термистора 10 ом. Реле взято простое, 12-вольтовое на 15 Ампер.

Плавный розжиг галогеновых ламп или как продлить их срок службы

Итак, как это работает. Когда мы подаём питание термистор начинает нагреваться, при нагреве у него сопротивление начинает падать, а ток проходящий через термистор начинает постепенно расти. В итоге ток проходит по лампе и лампа постепенно начинает светить, когда лампа доходит до пика термистор всё равно продолжит нагреваться и вот чтобы его отключить от схемы вступает в работу реле, катушка реле срабатывает, контакты замыкаются и отключают термистор из схемы. В итоге остаётся работать только нить накала лампы и реле.

Плавный розжиг галогеновых ламп

У меня лампа 55 ватт и напряжение 12 вольт — это значит, ток, который будет по ней проходить равен 5 амперам, значит и контакты реле должны быть рассчитаны на ток не ниже 5 ампер.

Диаметр у моего термистора 21мм, даташит я на него не нашёл, но он должен выдерживать ток до 16 ампер.

Плавный розжиг галогеновых ламп

Теперь проверка этой схемы, подаю питание 12 вольт, температура термистора сейчас комнатная, если он будет находиться на улице при -20, то время набора яркости лампы до максимального значения немного увеличится.

Плавный розжиг галогеновых ламп

На видео смотрим на лампу, вначале она будет набирать яркость и потом сработает реле, исключая термистор из схемы.

Автор; Артем Косицын

Как вам статья?

Читайте также:  Одежда для огнетушителя в авто
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделки своими руками для автолюбителей
Комментарии: 3
  1. Дима

    Защитного диода не хватает, от всплеска напряжения от катушки реле.

  2. Аноним

    Напиши конкретно, схема включения реле а то не чего не понятно

  3. Алекс

    термистор сильно реагирует на окружающую температуру — зимой будет сек 10 разгораться

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: