Каждый автолюбитель знает, что аккумулятор прослужит долго, если его периодически подзаряжать специальным устройством. Продаётся много зарядных устройств, но стоят они достаточно дорого.
Без всякого сомнения, такое устройство легко собрать своими руками. Для этого, прежде всего, надо правильно выбрать и изготовить блок управления. Рассмотрим подробнее.
О зарядном устройстве
Типовое зарядное устройство состоит из блоков питания и управления.
В одном из зарубежных технических журналов была размещена простая схема блока стабилизации и управления на четырёх транзисторах.
Питание на схему подаётся с выпрямителя. После его стабилизации есть возможность регулировать выходной ток переменным резистором R5, а напряжение резистором R6.
В таком устройстве целый ряд недостатков:
• на транзисторе V4 повышенное выделение тепла;
• нет защиты от короткого замыкания;
• для аккумуляторной батареи нет защиты от неправильной полярности;
• нет защиты от перегрузок.
Оправдано использование устройства, как стабилизатора напряжения, для лабораторных целей, или для питания различных приборов постоянного тока. Чтобы его использовать для управления зарядкой аккумуляторов, необходимо внести в схему ряд дополнений.
Доработанная схема управления
Прежде всего, если устройство предназначено для обеспечения зарядки аккумуляторных батарей, то ему не требуется высокая стабилизация выходного напряжения.
Главное — это наличие функций защиты и возможности регулировок зарядного тока и напряжения.
Эти качества полностью соблюдены в следующей схеме:
При выборе схемы надо знать её особенности:
1. Важным условием устойчивой работы является правильный выбор транзисторов.
По сравнению с исходной схемой, изменена марка силового транзистора V4.
Устанавливается биполярный транзистор 2SC5200 с коллекторным током 15 А, а также дополнительно к основному параллельно подключается ещё один силовой транзистор.
В усилителе тока силового транзистора используется комплементарная пара среднечастотных биполярных транзисторов BD139 и BD140, которые характеризуются сходными параметрами, но разными типами проводимости.
В релейной защите также используются полупроводники BD139 и BD140.
Указанные транзисторы, зарубежного производства. Не составляет большого труда найти отечественные аналоги, которые обеспечат устойчивую работу собранного устройства.
2. Для ручной регулировки тока заряда аккумулятора устанавливается переменный резистор 470R.
С помощью этой регулировки можно установить величину тока от 50 мА до 12 А. Правда, при высоких значениях тока значительно увеличивается тепловое воздействие на составные элементы.
3. Схема рассчитана для работы от выпрямителя с выходным напряжением до 35 В. Требуемое на её выходе напряжение, устанавливается переменным резистором 5R.
Для зарядки аккумулятора вполне достаточно 18 В.
4. Величина тока релейной защиты выбирается вручную. Роль датчиков выполняют параллельные резисторы 0,39R мощностью 5 Вт.
Для управления защитой предусмотрена кнопка, которая первоначально находится в замкнутом состоянии. В случае срабатывания защиты, кнопку размыкают, а затем возвращают в исходное состояние.
При использовании устройства для зарядки аккумуляторов, устанавливается реле защиты на 12 В с допустимым током 20 А.
5. Два индикатора на светодиодах показывают текущее состояние блока управления.
Введите электронную почту и получайте письма с новыми поделками.
6. Вся элементная база монтируется на печатной плате размерами
70 Х 50 мм.
О различных технологиях изготовления в домашних условиях печатных плат можно узнать в интернете.
Автор; АКА КАСЬЯН
Как вам статья?