Автомобильный генератор – блок, отвечающий за генерацию электричества и подзарядку аккумулятора в дороге. Является устройством первой линии, поломка которого может привести к недееспособности всего ТС. Здесь вы найдете схемы подключения и работы генератора, а также инструкцию по проверке на работоспособность.

Как работает генераторный узел автомобиля
Работа генератора автомобиля заключена в преобразовании механической энергии и электрическую. После включения двигателя, коленчатый вал раскручивает шкив. Он передает через ременную систему энергию на катушку.

Вращение якоря создает электромагнитное поле, индуцирующее в переменный ток. Он поступает на выпрямительные мосты, а затем на обмотку «треугольник» генератора.
Так поддерживается регламентированное для автомобиля напряжение в 12-14 вольт.
Вот как работает генераторный блок в упрощенной форме, но этого достаточно для понимания принципа устройства.
Схема подключения генератора в автомобилях ВАЗ
Схема автомобильного генератора немного отличается, в зависимости от модели ВАЗ.
«Копейка»

Структурная схема автогенератора у «копейки» самая простая и ремонтопригодная. Состоит всего из 13 узлов, поэтому легко поддается диагностике и ремонту.
«Шестерка»

Схема подключения с автомобильным генератором Г-222 состоит из:
- Аккумуляторной батареи.
- Самого генератора.
- Регулятора вольтажа.
- Монтажного блока с батареей предохранителей.
- Отключателя зажигания.
- Вольтметра для контроля выходящего/входящего напряжения.
- Реле контролирующей лампы.
«Семерка»

- АКБ.
- Минусового диода.
- Дополнительного диода.
- Генераторного блока.
- Плюсового диода.
- Стартерной обмотки.
- Контроллера напряжения.
- Роторной обмотки.
- Конденсаторный фильтр помех.
- Монтажный блок с батареей предохранителей.
- Контрольная лампочка АКБ и бортовых приборов.
- Вольтметр.
- Реле управления зажигания.
- Выключатель.
«Восьмерка»

В целом, устройство и принцип работы «восьмерки» схоже с 2107. Единственное отличие – в значительном усилении обмотки статора, при этом было увеличено сечение провода.
«Девятка»

Вот из чего состоит генераторный узел «девятки»:
- Генератор переменного тока. В зависимости от ревизии, может быть установлены версии 373701 или 943704.
- Минусовой диод.
- Дополнительная диодная обвязка.
- Плюсовой диод.
- Контрольная лампочка.
- Комбинация контролирующих аппаратов.
- Вольтметр.
- Батарея реле и предохранителей.
- Дополнительные резисторы.
- Реле управления зажиганием.
- Замок.
- АКБ.
- Сглаживающие конденсаторы.
- Роторная обмотка.
- Реле вольтажа.
«Десятка»

В «десятке» схема максимально упрощенная, поэтому узел подключения состоит всего из нескольких блоков:
- АКБ.
- Генератор. Обычно здесь применяется версия 943701.
- Главный монтажный блок.
- Замок.
- Контрольная лампочка.
Как проверить генератор своими руками
Если принцип работы автомобильного генератора понятен, продиагностировать его будет несложно. Для примера подойдет 943701 из «девятки».

Для проверки понадобится подвести напряжение напрямую к генератору. Для этого плюсовую клемму бросьте на D+, через контрольную лампочку.

Теперь необходимо запустить двигатель. Т.к. стартерная обмотка получает напряжение с трех диодов на выпрямительном блоке, должна зажечься контрольная лампа, после выключения – сразу погаснуть.

Если этого не произойдет, значит в генераторном блоке наблюдаются какие-либо нарушение и необходима разборка с диагностикой.

Важно! Нельзя допускать:
- Проверку на «искру» через плюсовой вывод «В» на массу. Через клеммы пройдет ток, для которого они не предназначены, что приведет к фатальной поломке.
- Диагностику при включенном АКБ. Допускается проверка только при подключенном аккумуляторе. В противном случае возможны повреждения бортовой сети.

Замена и снятие электрогенератора
Итак, если генератор сломан или требует чистки – необходимо его вытащить. Сделать это не сложно – понадобится только автомобильный набор головок и ключей.
Пошаговая инструкция демонтажа:
1 Сначала – отключите АКБ. Это важно, при подключенном аккумуляторе нельзя производить демонтаж – возможно внутреннее замыкание.

2. Затем – снимите колпак с вывода «30». Там будет гайка, которую понадобится скрутить и убрать провод.

3. После отключите колодку с контактами на генераторе.

4. Найдите крепление генератора к панели. Как правило, оно находится на гайках, которые нужно открутить. Затем поднимите его максимально вверх, чтобы ослабились ремни – снимите их.

5. Осталось окончательно снять болт крепления с блока цилиндров. Также должна быть пара креплений на нижнем кронштейне.

Обратите внимание, что все соединение на генераторе часто окисляются. Из-за постоянно напряжения, попадание воды вызывает активное образование ржавчины на резьбе.

Ни в коем случае нельзя рвать гайки — используйте любые «жидкие ключи» или проникающие смазки.

Как вам статья?
Спасибо все грамотно и доходчиво