Тринисторная схема блокировки зажигания

Вашему вниманию предлагается чрезвычайно простая схема, которую можно использовать для кодовой блокировки зажигания автомобиля. Сам код вводится посредством наборной клавиатуры. Схема также может быть использована для практически любого устройства, требующего повышенной безопасности или защиты от внешних вторжений и краж.

Использование в схеме тринисторов 

Тринисторы – достаточно распространенные и узнаваемые компоненты микроэлектроники, обладающие рядом хорошо известных отличительных особенностей, и одна из наиважнейших – возможность «закрытия» при работе с постоянным током.

Именно когда тринистор срабатывает от нагрузки постоянным током между анодом и катодом, устройство включается – и остается в таком состоянии ровно до момента отключения питания.

Для тех, кто еще не знаком с тринисторами, приведем краткое описание данного элемента.

Тринистор – это управляемый кремниевый выпрямитель тока, снабженный тремя выводами: «затвором», анодом и катодом. Катод должен быть подключен к «земле» или к «минусу» схемы. Анод – вывод, подключаемый к напряжению электропитания (постоянного или переменного тока) через нагрузку, переключаемую устройством. «Затвор» — это инициирующий вход, срабатывающий от постоянного тока для подачи энергии на нагрузку, подключенную к аноду устройства. Срабатывание «затвора» мгновенно активирует тринистор, соединяя нагрузку и клеммы питания через его корпус.

Если в качестве источника нагрузки используется переменный ток, тиристор остается включенным до тех пор, пока «затвор» возбужден постоянным током. Однако, когда нагрузка активизируется постоянным током, тринистор становится «переключателем единичного импульса», т.к. фиксирует нагрузку и держит ее во включенном состоянии даже при снятии возбуждения с «затвора».

Вышеописанная функция эффективно задействована в настоящей схеме (см. рис.)

Схема блокировочного устройстваВыбор цифр кода 

Согласно выбранному коду, определенные кнопки интегрированы с «затворами» тринисторов в заданной последовательности, отмеченной на схеме.

В предложенной схеме установлен код 9-3-7 – эти три кнопки клавиатуры связаны с соответствующими «затворами» тринисторов. Прочие клеммы кнопок соединены в единую клемму, связанную с положительным напряжением цепи.

Как работает «кодовый замок» 

При нажатии кнопки 9 запускается затвор первого тринистора; он фиксируется через сопротивление R1, которое подключен в качестве нагрузки для SCR1. Этот тринистор также соединяет анод SCR 2 с отрицательным напряжением и переводит его в ждущий режим.

Нажатие кнопки 3 активирует затвор SCR2, который мгновенно фиксируется нагрузкой R2 через открытие SCR1. Это действие связывает анод SCR3 с отрицательным напряжением и, в свою очередь, переводит SCR3 в активный режим.

Нажатие кнопки 7 активирует затвор SCR3 через открытие SCR2 и по ходу активирует реле, формирующее нагрузку SCR3.
Контакты реле, будучи подключенными к системе зажигания автомобиля, становятся активными – и автомобиль теперь может быть запущен с помощью ключа зажигания.

Элементная база:

-R1, R2, R3 = 1K,
-R3 = 470 Ом,
-C1 = 100 микрофарад/ 25 вольт,
-SCR1,2,3 = BT169,
-RL1 = реле 12 вольт, 400 Ом, тип переключателя SPDT (один полюс, два направления), можно взять простое автомобильное.
Клавиатура – 10 элементов, микропереключатели, нормально разомкнутые.

И ещё, дорогие водители, если вы почувствовали ухудшение зрения, то есть отличная клиника https://newvision23.ru. Здесь вас обследуют специалисты высшего уровня и подберут индивидуальное лечение или рекомендации.