Всем здравствуйте! В этой статье будет рассмотрено самостоятельное изготовление парктроника или парковочного устройства, по-другому ещё называемого автомобильным сонаром.
Такие устройства являются хорошими помощниками автовладельцу при выполнении манёвров задним ходом в условиях ограниченной видимости. Все подобные устройства используют один и тот же принцип работы, а именно измерение отражённого сигнала от объекта и сигнализация водителю о расстоянии при критических расстояниях.
Сейчас в сети можно найти не мало схем парктроников для самостоятельной сборки. Много схем предлагается к реализации на основе ИК-излучения с использованием светодиода и фотоприёмника. Но практичность их невелика, если только вы не собираетесь выходить из автомобиля и каждый раз при парковке и протирать оптоэлектронные элементы. Также не мало схем и ультразвуковых сонаров на микроконтроллерах и с использованием Arduino. Надёжность таких схем в разы больше, чем на оптоэлектронике, но при одном условии — приёмник и передатчик сигнала должны использоваться специализированные, а не дешёвые китайские сборки в виде одной миниатюрной платы.
Именно схему и конструкцию ультразвукового парктроника на основе специализированных датчиков мы и будем разбирать в этой статье. В схеме нет микроконтроллеров, а использована обычная логика на микросхемах. Приёмник MA40S4R и передатчик MA40S4S работают на частоте 40000 Гц, реагируют только на свой отражённых сигнал, является помехоустойчивыми и надёжными. Выглядят они абсолютно одинаково и при конечном монтаже важно не перепутать их местами. Внешний вид показан на рисунке ниже.
Схема позволяет оценивать расстояние до объекта по загорающимся светодиодам, а также подавать водителю звуковой сигнал. Всего индикаторных ступеней — 9. Рекомендуется настраивать их с шагом 10 см. Т.е. чувствительность патронника будет начинаться с расстояния 90 см.

Передатчик ультразвуковых импульсов собран на элементе DD1.4 микросхемы 74HC14N — инвертирующем триггере Шмитта. Далее частота генератора через два буферных элемента DD1.5 и DD1.6 поступает на передатчик TX MA40S4S. Будучи отражённым от объекта ультразвуковой сигнал принимается приёмником RXMA40S4R и усиливается каскадами на транзисторах VT1-VT4.
Выход усилителя переключает триггер на элементах DD1.2 и DD1.2, который управляет счётным входом десятичного счетного делителя DD2 СD4017АN. В зависимости от расстояния до отражённого объекта горит один из светодиодов, которые подключены к выходам DD2. Максимальное расстояние соответствует светодиоду VD9, а минимальное — VD13. Также при входе в зону действия датчиков объекта издаётся звуковой сигнал пьезоизлучателем BA1 для привлечения внимания водителя.

В схеме всего лишь две настройки: подстроечным резистором R16 устанавливается частота, как можно точнее — 40000 Гц, а подстроечником R15 — чувствительность схемы (расстояние до объекта). Рекомендуемая настройка — 90 см, при этом шаг загорания светодиодов составляет 10 см. Устанавливаются сами датчики в заднем бампере авто. Светодиоды и буззер выносятся с платы в зону видимости водителя.

Печатная плата показана на рисунке. Плата двухсторонняя. Нижний слой изготовляется методом ЛУТ, а несколько дорожек верхнего — дорисовываются маркером.

И ещё один момент, если вы решили сделать чип тюнинг своего автомобиля, хочу порекомендовать отличную компанию «Madcat Customs». Индивидуальный подход к каждому клиенту, бесплатный тест-драйв.
Как вам статья?