Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схема

автоотключение зарядного устройства

Всем привет, сегодня рассмотрим несколько универсальных схем, которые позволят отключить зарядное устройство при полной зарядке аккумулятора, иными словами внедрением этих схем можно построить автоматическое зарядное устройство или доработать функцию автоотключения промышленной зарядки.

Сразу хочу пояснить один момент, если зарядное устройство работает по принципу стабильный ток — стабильное напряжение, то нет смысла использовать функцию автоотключения, поскольку естественным образом по мере заряда батареи ток в цепи будет падать и в конце заряда он равен нулю.Автоотключение любого ЗУ автомобиляСхемы, которые мы сегодня рассмотрим, предназначены для работы с автомобильными свинцово — кислотными аккумуляторами, хотя они могут работать с любыми зарядными устройствами, без всякой переделки последних.

Начнём с простых схем…

Первый вариант построен всего на одном транзисторе, переключающим элементом в схеме является реле с напряжением катушки 12 вольт.Автоотключение при завершении зарядки, схема

Использованы те контакты, которые замкнуты без подачи питания на реле

Резистивный делитель или переменный резистор, задает нужное напряжение, смещение на базе транзистора, тот срабатывая подаёт питание на обмотку реле, вследствие чего реле включается размыкая контакт, который в состоянии покоя был замкнут и через который протекал ток заряда.Автоотключение зарядки, схемаИспользуя подстроечный резистор мы можем выставить то напряжение при котором сработает транзистор.

Для настройки схемы удобно использовать регулируемый источник питания, ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схема на котором нужно выставить напряжение около 13.5-13.7 вольт, что равноценно напряжению полностью заряженного автомобильного аккумулятора.

Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схемаЗатем медленно вращая подстроечный резистор добиваемся срабатывания транзистора, а следовательно и реле при выставленном напряжении.Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схемаТеперь проверяем схему еще раз, допустим в начале заряда напряжение на аккумуляторе 12 вольт, по мере заряда оно увеличивается и по достижению порога 13.5 вольт реле срабатывает, отключив зарядное устройство от сети.Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схема

Читайте также:  Простая зарядка для авто из старого лампового телевизора

Кстати, можно подключить реле следующим образом, в этом случае зарядка не отключается от сети, Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схемаа просто пропадает выходное напряжение и процесс заряда прекратиться, в этом случае контакты реле должны быть рассчитаны на токи в полтора раза больше максимального выходного тока зарядного устройства.

Транзистор буквально любой обратной проводимости, советую взять транзисторы средней мощности наподобие BD139, Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схемадиоды в эмиттерной цепи транзистора тоже особо не критичны, ток потребления схемы всего 10-20 миллиампер, но схема имеет несколько недостатков.

Например, низкая помехоустойчивость, из-за которых возможно ложное срабатывание реле и невысокая точность работы, из-за отсутствия источника опорного напряжения и прочих стабилизирующих узлов.

Добавив в базовую цепь ключа стабилитрон, Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схемамы решим указанные проблемы и появится возможность довольно точно выставить нужное напряжение срабатывания.Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схема

Для настройки советую использовать многооборотный подстроечный резистор. Диод VD1 защищает транзистор от самоиндукции в случае размыкания реле.Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схема

Настраиваем схему точно так, как в первом варианте, лампочка имитирует процесс заряда и подключена вместо аккумулятора, при превышении определенного порога, реле срабатывает и лампа потухает.

Вторая схема построена на базе любого таймера NE555, этот вариант похож на предыдущие, микросхема NE555 в своей конструкции содержит два компаратора, пониженное опорное напряжение формирует стабилитрон, порог срабатывания устанавливается подстроечным резистором, как только напряжение на батарее будет равна пороговому, на выходе таймера получим высокий уровень, вследствие чего сработает транзистор.Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схема

В этом варианте использовать те контакты реле, которые находятся в разомкнутом состоянии без подачи питания. Во время настройки точку «А» размыкают от выходного контакта и подключают к плюсу зарядного устройства. К выходному контакту реле подключают лампу, второй вывод лампы подключают к массе питания.

В обеих схемах порог срабатывания можно выставить в пределах от 13.5 до 14 вольт, напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора составляет от 12.6 до 12.8 вольт но при заведенном двигателе напряжение доходит до 14.5 вольт, так что небольшой перезаряд аккумулятора никак не повредит.

Аналогичную схему можно собрать на базе компаратора или операционного усилителя в компараторном включении, принцип работы тот же, что и в случае внедрения таймера NE555. В этой же статье, приведены наиболее простые и доступные варианты.

Все печатки в формате .lay можно скачать для повторения.

Автор; Ака Касьян

Как вам статья?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Поделки своими руками для автолюбителей
Комментарии: 16
  1. Аноним

    А можно ли доработать схему для гелевого аккумулятора 6 вольт (от детского мотоцикла).Просто боюсь как-нибудь его перезарядить!

  2. Николай

    А как сделать, чтобы реле срабатывало не при достижении порогового напряжения, а при снижении тока заряда до определенного значения? Зарядка с логикой работы «постоянный ток/постоянное напряжение» в конце заряда не снижает ток до нуля. Вот в этот момент и надо чтобы срабатывало реле и отключало зарядку. Как сделать автоотключение по току (его снижению до определенного значения), а не напряжению?

    1. Роман

      Здесь и не требуется снижение тока до нуля. Логика схем основана на напряжении на клеммах аккумулятора. При достижении требуемого напряжения, в независимости от зарядного тока, сработает реле и отключит питание.

      1. Аноним

        ДА

  3. Аноним

    Только при каких токах будет это продолжать работать,,,

  4. Евгений.

    Скажите пожалуйста, если я работаю с аккумуляторами 190 Ач, в простонародии стодевяностые, а зарядник для них на 20 ампер, будет ли такая схема работать в этом зарядном устройстве?

    1. Олег

      Да, будет работать, только реле надо искать, чтобы контакты выдерживали 20 ампер, а то и больше, чтобы с запасом.

      1. Александр

        Сейчас есть реле на 12 В и 220 В на любой ампераж, продаются в автозапчастях ВАЗ, ГАЗ или магазинах радиодеталей. Дополнительным регулируемым резистором, включенным последовательно с катушкой реле, экспериментально подбираете необходимое напряжение отключения АКБ, затем вместо регулируемого резистора впаиваете постоянный, предварительно измерив полученное сопротивление регулируемого резистора. Схема проще и надёжней. 12 В реле будет отключать зарядник после трансформатора, а 220 В реле будет отключать зарядник в сетевой обмотке. Лучше второй вариант, ток коммутации меньше, работать будет дольше и надёжней. Реле на 220 В можно выпаять с любого неисправного ИБП.

  5. Аноним

    Да при таких токах , залипания контактов скорее всего не избежишь,??

  6. Skald

    О первом варианте.Судя по схеме реле отключает сам аккумулятор, а судя по рисунку-само зарядное устройство. Так как правильно? Токи разные, следовательно и контакты реле должны быть расщитаны на соответствующий ток.

    1. алекс

      головная боль этот автомат

  7. Аноним

    Подскажите пожалуйста, купил автоматическое ЗУ, но ЗУ не отключается, постоянно заряжает. На нем есть четыре варианта зарядки и только на третьем отключается. Купил на алиэкспресс. Как можно исправить?

  8. Аноним

    Подключаю к аккумулятору без сети и сразу срабатывает куллер и якобы пошла зарядка.

  9. Геннадий

    Схемы то рабочие, но не термостабильные. Соответственно, при работе летом и зимой сработка реле будет при разном напряжении.

  10. Аноним

    можите подстраивать на лето зима

  11. Вадим

    Девайс по этим схемам нормалёк, а ещё лучше заменить проклятущую релюшку на транзистор, теристор или семистор. ;-)

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: