Мощная двухтональная сирена для авто

Статья посвящена схемотехнике и конструкции мощной, двухтональной сирены, которая может быть использована в качестве звуковоспроизводящего узла автомобильной сигнализации или самого сигнала.
Мощная двухтональная сирена для авто

Статья посвящена схемотехнике и конструкции мощной, двухтональной сирены, которая может быть использована в качестве звуковоспроизводящего узла автомобильной сигнализации или самого сигнала.

Сразу хочется отметить особенности этой схемы, где при сравнительной простоте и отсутствии каких-либо теплоотводов достигается звуковая мощность 22 Вт, при полностью заряженной АКБ (14,4 В).

Мощная двухтональная сирена для авто

Первое, это эффективное использование подвижного диффузора динамической головки. В классических схемах диффузор активно работает только в одну сторону и возвращается в исходное состояние под действием сил упругости. Здесь же на динамическую головку подаётся двухполярный (симметричный относительно нуля) меандр, что позволяет вести активное излучение звукового сигнала непрерывно в обе стороны движения.

Второе – использование в качестве выходного УНЧ мостовой схемы на четырёх транзисторах, которые работают в импульсном режиме и как следствие не требуют дополнительного охлаждения.

Мощная двухтональная сирена для авто

По функциональным блокам схема состоит из:
— узла запуска схемы после подачи напряжения питания – R1, C3, DD1.4;
— задающего генератора — DD1.1-DD1.3 с частотой ≈ 7000 Гц;
— делителя частоты — триггерыDD3.1, DD3.2, DD4.1, DD4.2;
— генератора-манипулятора на логических элементах DD2.1-DD2.3 с меандром 1 Гц.

С делителя частоты (инверсный выход DD4.2) сигнал подаётся непосредственно на базы транзисторов VT3, VT4, а на базу транзисторов VT1, VT2 — через элемент DD2.4. Все четыре транзистора включены по схеме эмиттерного повторителя и нагружены на динамическую головку ВА1.

В итоге при работе двух генераторов и всех триггерных преобразований на звуковой головке BA1 будет происходить постоянная смена полярности, так называемый двухполярный меандр, обеспечивающий активный режим работы диффузора в обе стороны.

Воспроизводятся два тона. Первый с частотой ≈ 583 Гц («ре» второй октавы), второй ≈ 700 Гц («фа» второй октавы). Соотношение чередования тонов пять к шести. Частота их чередования зависит от параметров C2,R4 (увеличение ёмкости или сопротивления ведёт к понижению частоты переключений). Чтобы изменить воспроизводимые частоты, надо изменить параметры C1,R3 (увеличение ёмкости или сопротивления приведёт к понижению обоих тонов и наоборот).

Читайте также:  Универсальное ЗУ или понижающий и повышающий преобразователь сразу, схема

Конструкция и детали

Мощная двухтональная сирена для авто

Печатная плата – двухсторонняя. Нижний слой делается, как обычно методом ЛУТ, а несколько дорожек верхнего дорисовываются вручную. По заменам деталей на отечественные аналоги: DD1, DD2 – К561ЛА7, DD3, DD4 – К561ТМ2, VT1, VT3 –КТ972А, VT2, VT4 –КТ973А.

Как вам статья?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделки своими руками для автолюбителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: