Схема для восстановления автомобильного аккумулятора

Всем привет, вы давно просите написать статью про устройство для восстановления автомобильных, свинцово-кислотных аккумуляторов. Наверное любой автолюбитель сталкивался с явлением, когда аккумулятор полежав некоторое время без дела, перестает отдавать номинальную ёмкость.

Крутит стартёр полсекунды затем задыхается, но напряжение на нём нормальное — 12 вольт, в этом случае в народе часто говорят «аккумулятор не держит ток», с этим может столкнулся каждый.Схема для восстановления автомобильного аккумулятора

Но почему это происходит?

Автомобильный аккумулятор состоит из свинцовых пластин находящихся в растворе электролита, в данном случае электролитом является серная кислота. Схема для восстановления автомобильного аккумулятораПроцесс заряда и разряда аккумулятора не что иное, как окислительно-восстановительный процесс. Схема для восстановления автомобильного аккумулятораПроцесс заряда и разряда аккумулятора не что иное, как окислительно-восстановительный процесс. Протекает химическая реакция в ходе которой, свинцовая пластина вступает в реакцию с оксидами на соседней пластине.Схема для восстановления автомобильного аккумулятора

В ходе данной реакции образуются сульфаты, которыми со временем обрастают пластины, сульфаты препятствуют протеканию тока, так как являются плохим проводником и со временем аккумулятор теряет ёмкость и не способен отдавать большой ток для работы стартёра.Схема для восстановления автомобильного аккумулятора

Если ваш аккумулятор заряжается и разряжается быстрее чем раньше, не имея при этом механических повреждений, скорее всего сульфатация убила его, но отчаиваться не стоит, читаем статью до конца…

Предлагаемое устройство, отныне — «десульфатор» создаёт короткие импульсы высокой амплитуды и чистоты, импульс длится определённое время, затем простой, затем снова импульс.Схема для восстановления автомобильного аккумулятора

Такие ударные процессы могут разрушить сульфатную плёнку и в теории это возможно, на практике не все аккумуляторы удаётся восстановить, из-за конструктивных особенностей последних. Но судя по статистике, около 80-85 % старых аккумуляторов подлежат восстановлению. Естественно если причиной неработоспособности является сульфатация, а не обрыв свинцовых пластин или иное механическое повреждение.

Читайте также:  Делаем жидкий ключ лучше, чем WD-40

Вот такое получится устройство…Схема для восстановления автомобильного аккумулятора

Как пользоваться устройством?  Данный вариант является зарядно-десульфатирующим устройством, обычный десульфатор питается от аккумулятора, который он десульфатирует и постепенно разряжает его, в этом же случае устройство заряжает аккумулятор короткими всплесками высокого напряжения высокой частоты.Схема для восстановления автомобильного аккумулятора

Схему можно использовать и для зарядки низковольтных, свинцовых аккумуляторов с номинальным напряжением в 4-6 вольт, такие ставят в китайские фонарики, в детские электрокары и так далее…

Схема для восстановления автомобильного аккумулятораСхема изначально создана для зарядки аккумуляторов малой ёмкости, но её успешно используют и для десульфатации автомобильных аккумуляторов.

Перед тем, как начать процесс заряда с десульфатацией, нужно слегка подзарядить автомобильный аккумулятор.Схема для восстановления автомобильного аккумулятора Для начала нужно найти любой источник питания или зарядное устройство с напряжением от 8 до 12 вольт и подключить его на вход десульфатора.Схема для восстановления автомобильного аккумулятора Для начала нужно найти любой источник питания или зарядное устройство с напряжением от 8 до 12 вольт и подключить его на вход десульфатора. Но не напрямую, а через лампу накаливания 12 вольт с мощностью в 21 ватт, чтобы не превысить ток заряда.

Схема для аккумулятораК выходу прибора подключается аккумулятор, который нужно восстановить, ну и в принципе всё.

Так, как прибор работает в звуковом диапазоне, вы скорее всего услышите слабый свист, силовые компоненты схемы слегка должны нагреваться.

Осциллографом можно убедиться, что аккумулятор заряжается импульсами тока высокой частоты.

Схема устройства довольно простая…Схема для восстановления автомобильного аккумулятора

Простыми словами поясню как работает схема.

Напряжение зарядного устройства через предохранитель и диод поступает на схему десульфатора, для маломощной части схемы, питание подаётся через токоограничивающий резистор R1, затем сглаживается небольшим электролитическим конденсатором.

На микросхеме NE555 собран генератор прямоугольных импульсов, частота этих импульсов около 1 килогерц, коэффициент заполнения 90%, то есть сигнал высокого уровня длится большУю часть времени, именно этот импульс нам нужен для того, чтобы открыть полевой транзистор. Схема для восстановления автомобильного аккумулятораНо проблема заключается в том, что при подаче такого импульса на полевой транзистор он большую часть времени будет находиться в открытом состоянии и лишь 10% в закрытом, это приведёт к тому, что транзистор будет прокачивать слишком большой ток и как следствие мы получим сильный нагрев всех силовых элементов и большое потребление тока всей схемы в целом.

Это неэффективно и может навредить аккумулятору. Один из вариантов — это снижение длительности сигнала высокого уровня, тогда транзистор будет открыт на короткое время и всё станет на свои места. Схема для восстановления автомобильного аккумулятораНо к сожалению в таком включении конструктивные особенности таймера NE555 не позволяют сделать этого, так как же быть?

Микросхема CD4049 представляет из себя логику, которая содержит в своём составе 6 логических инверторов «не», Схема для восстановления автомобильного аккумуляторакаждый инвертор имеет один вход и один выход, их задача «отрицание». Если на вход поступает высокий уровень, на выходе получаем обратное, иначе говоря инвертированный или перевёрнутый сигнал.Схема для восстановления автомобильного аккумуляторакаждый инвертор имеет один вход и один выход, их задача «отрицание». Если на вход поступает высокий уровень, на выходе получаем обратное, иначе говоря инвертированный или перевёрнутый сигнал.

Полевой транзистор 10 % времени у нас открыт, 90% закрыт, открываясь он замыкает дроссель на массу питания, в дросселе накапливается некоторая назовём это энергией, а когда транзистор закрыт цепь разрывается и за счёт явления самоиндукции, которая свойственна индуктивным нагрузкам, дроссель отдаёт накопленную энергию.

Это кратковременный всплеск напряжения с высокой амплитудой, притом напряжение самоиндукции в разы выше напряжения питания, этот всплеск напряжения выпрямляется и подается на аккумулятор.Схема для восстановления автомобильного аккумулятора

Процесс происходит больше тысячи раз в секунду, то есть на аккумулятор подаются кратковременные импульсы высокого напряжения с высокой частотой, именно это и разрушает сульфатную плёнку.

Я подключил на вход схемы накопительный конденсатор и стало ясно, Схема автомобильного аккумуляторачто амплитудное значение выходного напряжения при питания от источника 12 вольт доходит до 70-75 вольт и зависит исключительно от индуктивности накопительного дросселя.

В схеме задействован предохранитель и ещё один выпрямительный диод.

Схема для восстановления автомобильного аккумулятораПредохранитель защищает десульфатор при случайных коротких замыканиях на выходе, для восстановления автомобильного АКБПредохранитель защищает десульфатор при случайных коротких замыканиях на выходе, а диод выполняет несколько функций: во-первых защищает схему, если вы случайно её подключите к зарядному устройству неправильно… и во-вторых защищает зарядное устройство от всевозможных импульсных помех и всплесков напряжения, которые образуются на плате десульфатора.

Я думаю все поняли как это работает.

О компонентах…

Ну с таймером и логикой думаю всё понятно,Схема для восстановления автомобильного аккумулятора в моём случае они установлены на панельке для безпаечного монтажа, но вам советую после проверки схемы запаять их напрямую.

Полевой транзистор IRF3205 или любые другие n-канальные с напряжением от 60 до 200 вольт и с током от 30 ампер.

Транзистор советую установить на небольшой радиатор.

Дроссель имеет индуктивность около 200 микрогенри, Схема для восстановления автомобильного аккумуляторанамотан на кольце из порошкового железа, такие кольца можно найти в компьютерных БП, размеры кольца внешний диаметр-20.5мм, внутренний 12мм и ширина кольца 6.6мм.

Обмотка намотана проводом 1мм, количество витков 60, Схема для восстановления автомобильного аккумуляторав моём случае прОвода чуть-чуть не хватило и индуктивность получилась слегка меньше, но работает устройство хорошо. Размеры кольца особо не критичны, Схема для восстановления автомобильного аккумуляторав моём случае прОвода чуть-чуть не хватило и индуктивность получилась слегка меньше, но работает устройство хорошо. Размеры кольца особо не критичны, главное соблюдать индуктивность и мотать обмотку проводом 1 -1.2 миллиметра.

Конденсатор С1 на 100- 220 микрофарад, очень желательно взять с низким внутренним сопротивлением, так как схема генератора фактически питается от данного конденсатора, а значит он постоянно будет накапливать и отдавать энергию, даже слегка греется во время работы.

Оба диода нужно взять с током в 5-10 ампер, можно обычные, но желательно взять импульсные диоды.

Вот печатная плата, скачать её можно в конце статье. Схема для восстановления автомобильного аккумулятора

На самом зарядном, нужно выставить ток не более 2 ампер, иначе сгорит предохранитель на плате десульфатора. Кто-то скажет 2 ампера зарядного тока это мало?

-Да согласен, но не забываем, что у нас в большей степени не зарядка, а десульфатация.

В холостую прибор потребляет от источника питания ток всего в 100 миллиампер, его можно подключить к любому зарядному устройству с напряжением 12-15 вольт, ограничить ток на уровне 2 ампер и всё.Схема для восстановления автомобильного аккумулятора

Ограничение можно сделать мощным резистором или лампочкой накаливания соответствующей мощности, подключённой в разрыв плюса питания.

Введите электронную почту и получайте письма с новыми поделками.

Можно использовать и более низковольтные блоки питания с напряжением 8-10 вольт, так как наша схема всё равно повышает начальное питание до нескольких десятков вольт.Схема для восстановления автомобильного аккумулятора

Сколько должен длиться процесс десульфатации?

Автор данной схемы говорит, что в течение двух недель регулярной зарядки полностью можно восстановить старый аккумулятор и конечно же без проверки я бы не стал писать эту статью.Схема для восстановления автомобильного аккумулятора

В наличии у меня несколько 6 вольтовых аккумуляторов на 10 ампер\часов, которые не были в эксплуатации несколько лет, в течение пяти дней я регулярно заряжал один из этих аккумуляторов десульфатором, затем разряжал.

В самом начале подопытный аккумулятор отдавал ёмкость всего 700-800 миллиампер\часов, не помогла и заливка дистилированной воды, но десульфатор помог..Схема для восстановления автомобильного аккумулятора

Спустя 5 дней аккумулятор отдаёт аж 4 ампера из 10, это я думаю очень хороший показатель.

Архив к статье; плата в формате .lay скачать.

Автор; АКА КАСЬЯН

Как вам статья?

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
Поделки своими руками для автолюбителей
Комментарии: 40
  1. Дмитрий

    Хорошая статья, автору респект

  2. Александр

    внимательно слежу за творчеством АКА Касьяна, очень много полезных конструкций уже позаимствовал для себя.
    спасибо!

  3. Гуру

    Технически неграмотное схемное решение.
    Очень быстро выйдет из строя конденсатор, затем диоды.

    1. Николай

      Жаль, что интернет не слышит как я смеюсь))), «конденсатор выйдет из строя» ну и насмешил ))).

    2. Михаил

      Как впрочем и в компьютерных блоках питания. Но это еще когда! Лет через 5-7. Все преобразователи сейчас строятся по таким решениям.

    3. витя

      не факт но тяжко кондюку выбирать только с хорошим ESR что указано .

  4. Дмитрий

    Подскажите если размер кольца больше 23х13х10 на что это повлияет? Спасибо!

    1. Jeka_KOK$

      Изменится индуктивность в большую сторону(будут бОльшие всплески напряжения). пересчитай учитывая данные в статье(необходимая индуктивность,диаметр провода, размеры твоего кольца). в интернете много калькуляторов расчёта индуктивности на кольце.

  5. Сергей

    Видел подобную схему, но в паралель акумулятору желательно ставить супрессор вольт на 200.

  6. Вячеслав Иванович

    Статья интересна и содержательна. Спасибо.
    Вместо инвертора проще поставить диод 1N4148 или КД521 между выводами 6 и 7 таймера NE555 анодом к выводу 7. При этом номиналы резисторов R2 и R3 поменять местами. после этого выход таймера (вывод 3 м/с будет находиться в состоянии высокого уровня короткое время (около 0,6 R2 С2) и длтельное время в низком (около 0,6 R3 С2) как на выходе инвертора CD4049 в статье.

    1. Сергей

      А можете показать как будет выглядеть схема с диодом вместо инвертора?

  7. Михаил

    Схема востребована позарез. Гелевые аккумуляторы довольно быстро сулфатируются. Как-то видел в Conrad электронике продавалось десульфатное за несколько десятков тысяч..
    У меня, при вроде бы соблюдении всех условий, на конденсаторе включенном в нагрузку, выдает 440 в..

  8. Георгий

    Хотелось бы узнать у автора, почему микросхемаCD4049 на схеме минус подключается к 8 ножке,а на печатной плате к 9. Это косяк у китайских микросхем или я что то не понимаю.

    1. Аноним

      Почему к 9??? я вижу 8 ногу.

      1. Юрий

        Где смотришь??

        1. admin (автор)

          Всё там нарисовано и сделано правильно, не замарачивайтесь. Схема давно повторена многими людьми и сделана по данной печатки.

          1. кирилл

            печатка не правильная

    2. Аноним

      Лучше сделайте как посоветовал выше Вячеслав Иванович -«Вместо инвертора проще поставить диод 1N4148 или КД521 между выводами 6 и 7 таймера NE555 анодом к выводу 7. При этом номиналы резисторов R2 и R3 поменять местами. после этого выход таймера (вывод 3 м/с будет находиться в состоянии высокого уровня короткое время (около 0,6 R2 С2) и длтельное время в низком (около 0,6 R3 С2) как на выходе инвертора CD4049 в статье.»
      Эта мс CD4049 здесь не нужна вовсе.

      1. угу

        молоток

  9. AdamBeno

    Добавив еще два диода в схему, можно получить тот же результат скважности (без CD4049), но автор видимо хотел вые…. и показать свой скилл с инвертированием сигнала.

    1. admin (автор)

      Без мата можно же писать)

      1. Аноним

        Извиняюсь!

  10. Серега

    AdamBeno
    схему в студию , а то одно пустословие…

    1. Max

      AdamBeno? Вы типа обвинили, что автор вые… А сами не соизволили подтвердить свои слова или Ваши доводы рабочей схемой. Типа вякнули и в кусты)) Так не красиво и не по мужски. Отвечать нужно, если аргументируете оппоненту.

    2. Миша

      Найдите программу расчета 555 — SS555, в настройках установите скважность 10%, схему подключения и расчитанные резисторы программа покажет.

      1. Миша

        Вот схема (диоды 1n4148):
        a.radikal.ru/a12/1911/2a/ad26a7a80dfc.jpg

  11. Александр

    Схему разбирать не буду, а вот питание таймера и инвертора… Всё хорошо, если заряд идет от стабилизатора напряжения. Выставил 14 вольт (к примеру) и не беспокойся. А если зарядное — стабилизатор тока? Тогда нет гарантии, что напряжение не достигнет и 16-17 вольт при стабильном токе.
    Кстати, полный заряд аккумуляторов Са+ может осуществляеться при напряжении до 15,5 вольт, Са-Са -16 вольт. Тогда, не лучше ли дополнить стему стабилизатором на КРЕНке(скажем 9-10 вольт) для питания 555 и CD4049 ? Что скажет автор?

  12. Виктор

    Господа, поскольку устройство слаботочное и может работать от любого напряжения просьба подумать о гаджете постоянно интегрируемом в электро схему зарядки автомобиля. И аативируемую в удобных режимах.
    Спасибо.

  13. Виктор

    Докладываю. Спаял пищалку)
    АБ «Зверь» 63 АЧ
    Контрольный разряд, после полной зарядки в тепле, фарной лампой 5А показал ёмкость около 18АЧ
    Зарядка 1,5-1,2 А
    Второй разряд 22,5 АЧ
    Третий разряд 26,5 АЧ
    Получается ёмкость АБ увеличивается с каждым разом на 4 АЧ (пока. На сколько это работа импульсного тока сказать пока не возможно)
    Вывод — надо собирать полностью автоматическую схему. с контролем и запоминанием времени разряда АБ, как критерия динамики процесса восстановления аккумулятора, так и получившегося значения реальной ёмкости.

    1. сергей

      Приветствую.,У вас аккумулятор малосурмянистый или кальциевый? У меня на уазе 66 исток малосурмянистый, 5,5 лет, На лампу ближнего света,4,7А разряжался 3,5 часа ,до напряжения 10,8v. После 3-х КТЦ этой зарядкой, разрядился также за 3,5 часа.Плюнул,поставил на машину,а вот тут самое интересное! Раньше,при прокрутке стартером,напряжение падало до 8,5-9v,по бортовому v-метру,теперь до 10. Эффект явно есть.

  14. Виктор

    При скачивании печатка не открывается в формате pcb.lay6 программой Sprint Layout 6.0. Кто подскажет, почему?

    1. galant1v

      всё хорошо открывается!

  15. Александр

    Поздравляю, устройство появилось на алиэкспресс.
    Значит работает(для неверующих).
    Мой опыт использования — положительный. Я добавил 9 вольтовый стабилизатор на КРЕН для питания микросхем. NE555 заменил на наш 1006ВИ, инвертор на К561ЛН2.
    3.2 А/ч акккум. имел эмкость 0,4 А/ч. после заряда (с помощью устройства) током 150мА от б.питания (14,2 в) ёмкость увеличилась до 1,9 А/ч. Побочно выяснилась интересная особенность… Напряжение в конце заряда на входе десульфататора было 14,2 в, а на аккумуляторе 15,7в. Может быть произошел пезаряд по моему недосмотру? Причем, такая теденция была и на другом аккуме. С таким сталкиваюсь впервые. Может быть кто-то объяснит в чем дело.

    1. сергей

      Ну,это нормально.На выходе зарядки 70 v в импульсе. У меня простой стрелочник,показывает V прямо на аккуме,Импульсы не видит. На входе 12v слаботочка,до 1А.

    2. Аноним

      Дайте пожалуйста ссылку на али

      1. Макс

        Ну введите в поиск battery desulfation и увидите лысую плату, есть в корпусе — много вариантов

  16. Penicillin

    Идея мне нравится, но зачем две микросхемы. Генератор же можно собрать на свободных элементах НЕ в микросхеме, без таймера NE555

  17. Аноним

    Собрал. На одной микросхеме К561ЛН2. Частота 1,3кГц, длительность импульса около 90микросекунд.
    На холостом ходу размах выходной амплитуды 70 вольт. При подключении аккумулятора ипульсы проседают, амплитуда в пике становится всего лишь вольта на 3 выше напряжения на аккумуляторе.
    Пробовал подключать последовательно шунт на 0,15 Ом и смотреть осцилограмму на нем. На шунте всплеск до 1,5 вольт, что соответствует примерно 10А.
    Нуу, наверное нормально.
    Осталось выбрать не совсем убитый акум для опытов.

  18. Alex

    В печатной плате ошибка по питанию. 8 нога минус, а не 16.

  19. Shved

    По предложенной печатке спаял — не работает.
    Alex прав.
    8 нога (минус). На печатной плате не подключена.
    Только нога не 16, а 9 (это для Alex).
    Автору статьи надо быть повнимательнее.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: