Зарядное устройство из советских деталей для АКБ

Всех приветствую, сегодня мы соберем зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов, но зарядка эта весьма непростая. Во-первых я буду использовать только и только советские компоненты для сборки, во-вторых несмотря на то, что схема довольно старая, обладает весьма неплохими параметрами и по классу может тягаться с хорошими, промышленными устройствами.Зарядное устройство из советских деталей для АКБ

Основой схемы является мощный, железный трансформатор, что повышает надежность зарядного устройства, сейчас как мы знаем все делают на базе импульсных источников питания, но они даже рядом не стоят с хорошим железным трансформатором.Зарядное устройство из советских деталей для АКБ

По сути это трансформатор + стабилизатор, представленная схема была опубликована свыше 10 лет назад в одном из радиожурналов и показалась мне очень интересной. Зарядное устройство из советских деталей для АКБЭто стабилизатор тока и напряжения, метод стабильного тока и напряжения самый лучший для зарядки аккумуляторов.

Первая часть схемы из себя представляет стабилизатор тока Зарядное устройство из советских деталей для АКБс возможностью регулировки в диапозоне от 0 до 5-6 ампер, но схему можно слегка переделать и снять ток скажем в 10 ампер.

Зарядное устройство из советских деталей для АКБПравая часть из себя представляет стабилизаторно-фиксированное напряжение, оно подбирается в зависимости заряжаемого аккумулятора и задает напряжении окончания заряда, для автомобильных аккумуляторов это напряжение лежит в пределах от 13,5 до 14 вольт.

Силовым элементом стабилизатора является мощной биполярный транзистор с током коллектора от 10 ампер.Зарядное устройство из советских деталей для АКБ Нужное напряжение на выходе задаётся стабилитроном, кстати, настраивают схему под нагрузкой, иначе стабилизация напряжения работать не будет.Зарядное устройство из советских деталей для АКБ

Поговорим о трансформаторе.

Важно чтобы он обеспечивал выходное напряжение от 15 до 25 вольт, стоит учитывать то, что на стабилизаторе будут некоторые потери и выходное напряжение всегда меньше входного, в нашем случае на 1 вольт.Зарядное устройство из советских деталей для АКБ

Ток вторичной обмотке трансформатора будет зависеть от ваших нужд, в случае зарядки автомобильных аккумуляторов трансформатор должен обеспечивать максимальный ток в 5-6 ампер, этого достаточно для нормальной зарядки аккумулятора с ёмкостью 50-60 ампер\часов.Зарядное устройство из советских деталей для АКБ

Можно заряжать аккумуляторы и большей ёмкости, естественно, время зарядки в этом случае увеличится.

Читайте также:  Простой совет, как продлить жизнь аккумулятору

Мой трансформатор обеспечивает выходное напряжение в районе 22 вольт, схема имеет защиту от переполюсовки питания, в случае, если вы перепутаете полярность откроется защитный диод спалив предохранитель.

Имеем токовый шунт (R1), который задействован в схеме стабилизатора тока, по сути это датчик тока, который можно собрать из низкоомных резисторов,Зарядное устройство из советских деталей для АКБ сопротивление шунта должно быть в пределах от 0,1 до 0,3 ом, мощность не менее 5 ватт.

В моём варианте использовано 2 резистора по 0,51 ом соединенных параллельно.

Мало мощный транзистор кт3107Зарядное устройство из советских деталей для АКБ может быть заменен любым другим транзистором прямой проводимости, можно даже использовать транзисторы средней мощности наподобие кт814-кт816.

Пара ключей кт815, также могут быть заменены на другие ключи средней мощности, обратной проводимости, можно даже КТ805, 819 и им подобные.Зарядное устройство из советских деталей для АКБ

Один из этих ключей управляет силовым транзистором, такое включение обеспечивает большое усиление по току. Зарядное устройство из советских деталей для АКБЭту часть можно заменить всего 1 составным транзистором на подобии кт827, но они нынче стоят очень дорого).Зарядное устройство из советских деталей для АКБ

Стабилитрон в схеме стабилизации тока (VD5) должен иметь напряжение стабилизации от 5 до 8 вольт. Зарядное устройство из советских деталей для АКБЕсли не находите нужных стабилитронов, можно подключить несколько последовательно для получения нужного напряжения стабилизации.Зарядное устройство из советских деталей для АКБЕсли не находите нужных стабилитронов, можно подключить несколько последовательно для получения нужного напряжения стабилизации.

Силовой транзистор (VT4), тут очень много аналогов, например КТ805, 809,819 и т.д.. с током от 10 ампер.Зарядное устройство из советских деталей для АКБ

Этот транзистор обязательно устанавливают на массивный радиатор, так как схема линейная при больших токах тепловыделение будет внушительным, также советую дополнить конструкцию кулером.Зарядное устройство из советских деталей для АКБ

Диодный выпрямитель — использовал штатные советские диоды Д242, они бывают без индекса, с индексом «а» или с индексом «б», первые два варианта на 10 ампер, диоды с индексом «б» на 5 ампер.Зарядное устройство из советских деталей для АКБ

Читайте также:  Простая и нужная самоделка для авто из старых тормозных колодок

Мне естественно не повезло и диоды оказались именно с индексом «б» выдраны они из старого советского усилителя. Благо в усилителе оказалось 8 таких диодов, из которых был собран один мощный мост на 10 амперЗарядное устройство из советских деталей для АКБСхема защищена 2 предохранителями, 1 из них сетевой. ( FU1, FU2 )Зарядное устройство из советских деталей для АКБ

Готовая схема в наладке не нуждается, единственное, что вам нужно сделать это подобрать стабилитрон VD6 на нужное напряжение.

Процесс заряда простой, подключаем аккумулятор, путём вращения верхнего переменного резистора выставляем нужный ток заряда, нижний резистор предназначен для установки максимального тока ограничения, в нашем случае 5-6 ампер.Зарядное устройство из советских деталей для АКБ

Даже при коротком замыкании выходных клемм ток ограничивается на уровне заданного.

Печатная плата получилось довольно компактный, она так-же есть в архиве.Зарядное устройство из советских деталей для АКБ

В следующей статье мы закончим сборку этого агрегата, установим всё в корпус, подберем нужные индикатор, в общем скучать точно не придется.

Архив к статье: скачать…

Автор; АКА Касьян

Как вам статья?

Рейтинг
( 6 оценок, среднее 4.17 из 5 )
Поделки своими руками для автолюбителей
Комментарии: 18
  1. Николай

    В данной схеме перегревается стабилитрон Д815Е, почему?

    1. Стас

      попробуйте поставить два последовательно…хотя греться не должно.

      1. Юрец

        попробуйте поставить последовательно стабилитрону подстроечный резистор выдерживающий соответственный «ток стабилизации» этого стабилитрона, если не поможет, то можно попробовать другую серию стаба, на более высокий ток стабилизации, и нелишним будет радиатор на стабилитрон, он действительно похоже работает в переменно-тяжёлых условиях……

        1. Юрец

          дополню: этим резюком выставите ток стабилизации этого стабилитрона по даташиту в самом «тяжёлом» режиме стабилизации.

          1. Юрец

            извините, сразу все мысли не рождаются, вобщем, по аналогии со схемой «параметрического стабилизатора» этот подстроечный резюк должен ограничить ток стаба в пределах допустимого его параметрам, ведь нам нужно с этого стаба снять стабильную напругу, для управления последующим «составником» транзистором….. вобщем господа, теория-рождает практику, а практика по ходу подтверждается «научным втыком» и измерениями по месту! :)

          2. Юрец

            и ещё…. :если параллельно стабу включить переменник на 6,8к-15 ком, (подбор), то в теории можно регулировать выходной напряг….это теория, на практике пожалуйста поэксперементируйте, и выложите «готовую и законченную схемку»…. зараннее буду блугодарен…… прошу извенить — я теоретик и практически свои знания не применял…. , с уважением: Юрец. ….73!

  2. Иван

    Даже если стоят два последовательно стабилитрона Д815, они все равно греются. В чем может быть проблема?

    1. admin (автор)

      Игорь, если у вас есть какие-либо притензии, напишите пожалуйста на емал: 100-sovetov@bk.ru И мы попробуем разобраться, не пиши пожалуйста в комментариях матом и не оскорбляйте других авторов. Спасибо.

  3. владимир

    Как в данной схеме осуществляется стабилизация тока. На мой взгляд’ есть ограничение по току, а как со стабилизацией.

  4. Виктор

    R1=Uбэ выкл макс/Iн макс=0.3-0.4/Iн макс.
    В схеме нет стабилизации тока, а есть неправильно включенный параметрический стабилизатор напряжения с защитой по току. Стабилитрон греется если напряжение входа завышено и ток стабилитрона выше номинального.
    UR6 = Uвx — Uвыx(стабилитрона); R6 = UR6 / Iст ; РR6 = UR6 * Iст.

  5. Михаил

    Почему не совпадает печатная плата?Можно ли промаркировать монтаж на плате?

  6. Санников Михаил e-mail Sannikov.1951@bk.ru

    По моей пенсии купить ЗУ проблематично.Есть небольшой опыт делать все самому /осталось от конструирования инкубаторов еще в 90-е годы/Пробовал схемы на тиристорах,но нет хороших регулировок по напряжению.Делаю все из имеющихся р/деталей сов.пр-ва.Понравилась схема на транзисторах.Почти все детали собрал,кроме шунта,и не могу сделать монтажную плату из-за несоответствия

  7. admin (автор)

    Ребят, помогите человеку, кто собирал данную схему, что там с платой???

  8. Сергей

    Здраствуйте, собрал все как по схеме, нифига не получается, резистор на 75 Ом аж чернеет, а напряжение на выходе нет, правда силовой транзистор на 6 ампер, но без нагрузки ведь всеравно должно быть напряжение, извините я совсем чайник

  9. николай

    касьян ака ! почему не работает эта схема?

    1. Аноним

      Схема, рабочая, я собирал всё заработало сразу, смотрите лучше на компоненты, чтобы все были исправные. Никаких сложностей схема не должна вызывать.

  10. николай

    схема сложностей не вызывает . детали исправны. но стабилитроны греются по черному.

  11. Аноним

    Поставьте ограничительный резистор для стабилитрона по мощнее подбором и все

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: