Недавно друг обратился с просьбой — отремонтировать автомобильный усилитель который пролежал в мастерской по ремонту около месяца и в итоге мастер попросил заоблачную цену в 2500 рублей .
Усилитель Blaupunkt GTA-260 с заявленной мощностью в 400 ватт. На самом деле неплохой двухканальный усилитель , правда на счет мощности …. лож.
Признак неисправности — короткое замыкание между плюсом и массой питания, предохранитель цел. После вскрытия первым делом проверил диод, естественно звониться в обеих направлениях, но выпаивать его не пока не нужно. В 90% случаев таких проблем виноваты силовые N-канальные полевые ключи, которые стоят во входной цепи и предназначены для раскачки силового трансформатора, в данном образце стояли ключи типа IXTP64N055T, на 64 Ампера 55 Вольт.
И проблема оказалась именно в них, оба сгоревшие. Как правило в бюджетных усилителях такого плана, где всего одна пара ключей в инверторе, ставлю IRF3205, но под рукой оказались только irfz44, их и поставил. Естественно, максимальный ток у них чуть меньше, но на слух разница в мощности будет незаметной, это с учетом того, что усилитель работал с широкополосной акустикой, а не с сабом.
Даже не понял почему мастер запросил такую сумму за ремонт и искал проблему около месяца, проблему, которую можно выявить даже не вскрыв усилитель …
В целом этот усилитель построен по штатной топологии — инвертор пуш-пул, на базе ШИМ контроллера TL494, узел для скоростного разряда емкости затвора полевиков на базе двух маломощных комплементарных пар, собсно полевые ключи, трансформатор, выходной выпрямитель с узлом фильтрации и усилитель мощности. Каналов тут два, работают в классе АВ, мощность чисто из практики скажу, что не более 100-120 ватт на канал.
Также имеется узел фильтрации сигнала для работы усилителя с сабом и предварительные усилители, вся это часть реализована на бюджетных сдвоенных ОУ BA4558.
Радует наличие дросселя на входе питания 12 Вольт. Плата по мне «ацтойная» куча перемычек, компоненты криво, если быть внимательным, то можно разглядеть некоторые «шарики» припоя, никогда не нравились blaupunkt-ы.
Если кто хочет совет по выбору авто усилителя, советую смотреть в сторону alpine, чинил и изучал много усилителей — только alpine может похвастаться реальным качеством как звучания так и сборки и разводки платы, и в конце для сравнения — плата моего alpine mrv-f450.
Понимаю, что с ценовой точки зрения это как небо и земля, но лучше сразу брать хороший — уверяю, alpine не ремонтировался никогда, работает уже не помню какой год без нареканий.
Автор; АКА КАСЬЯН
Как вам статья?
Мда… насчёт работы в классе АВ то вы круто палку перегнули. Даже ваш Альпайн не способен и 1 ватт подержать в классе А!!! А мастер правильно говорил, народ наглый пошёл, всё хотят на халяву сделать! Порою даже из за 100р устаивают скандал!