Схема простого зарядного устройства для АКБ

Привет всем, я за свою практику делал множество схем зарядных устройств для самых разных аккумуляторов, но в последнее время заметил, что несмотря на огромную базу схем в интернете, люди хотят видеть простую схему зарядного устройства для

автомобильных аккумуляторов из очень доступных компонентов, поэтому я решил воплотить эту идею в жизнь.

Схема простого зарядного устройства для АКБ

Эта схема была снята из радиожурнала, которая стала очень популярной в последнее время, по сути это тиристорный регулятор напряжения, многие наверное будут осуждать мое решение об использовании именно этой схемы, ведь она не имеет узла контроля тока, защиты и многих других плюшек, которыми снабжены современные зарядные устройства.

Схема простого зарядного устройства для АКБ
Схема простого зарядного устройства для АКБ
Схема простого зарядного устройства

Вы конечно правы, но именно эта схема была повторена радиолюбителями, в том числе и мною множество раз и зарекомендовала себя с лучшей стороны.

Схема простого зарядного устройства для АКБ

Итак, о схеме; она отличается от обычных линейных схем, обратите внимание на транзисторы Q1 и Q2, на их базе собран генератор импульсов, то есть аккумулятор по сути заряжается импульсами тока, в этом можно убедиться подключив осциллограф, такой режим работы имеет множество плюсов.

Первый из них заключается в том, что силовой элемент схемы работает не в линейном, а в ключевом режиме, следовательно, нагреваться будет меньше, и ещё импульсная зарядка может быть полезной для десульфатации аккумулятора, а значит такая зарядка в теории может восстанавливать АКБ.

для консульфатации аккумулятора

Генератор импульсов собран на маломощной комплементарной паре, можно использовать буквально любые маломощные транзисторы, например наши КТ 361 и КТ 315. Выходной ток может доходить до 10 ампер, следовательно с ее помощью можно эффективно заряжать аккумуляторы с ёмкостью до 100 ампер\часов.

Диодный мост
Схема простого зарядного устройства для АКБ

Диодный мост нужен с запасом, советую использовать диоды ампер на 15-20, я ставил готовую сборку на 30 ампер. Сетевой понижающий трансформатор должен обеспечивать выходное напряжение не менее 15 или 16 вольт и соответствующий ток.

Читайте также:  Простой электрический обогреватель в автомобиль своими руками

Тут важно запомнить — эффективный ток заряда для автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторов составляет десятую часть от ёмкости аккумулятора,  например аккумулятор на 60 ампер\часов эффективный ток заряда должен быть в районе 6 ампер и т.д.

 эффективный ток заряда

В моем варианте был использован готовый трансформатор от источника бесперебойного питания, по мне это хороший вариант. Мне повезло и обмотки трансформатора оказались медными, а не алюминиевыми как это бывает с бюджетными бесперебойниками.

Схема простого зарядного устройства для АКБ

Порывшись в старом хламе мне удалось найти только один тиристор, но к сожалению и тот оказался нерабочим, по идее можно собрать аналог тиристора, но я решил использовать обычный транзистор типа империи MJE13009 и всё прекрасно заработало.

Схема простого зарядного устройства для АКБ

переделал на транзистор

Схема простого зарядного устройства для АКБ
Схема простого зарядного устройства для АКБ
Схема простого зарядного устройства для АКБ

Печатная плата получилась довольно компактной, кстати исходный файл платы доступен для скачивания в конце статьи. Транзисторы и диодный мост устанавливают на радиатор, конструкцию также желательно дополнить кулером.  Индикаторы поставил стрелочные, амперметр на 1 ампер, но после замены шунта он стал отображать ток до 10 ампер, вольтметр на 15 вольт.

Хотел всё это дело собрать в корпусе от блока питания компьютера но на данный момент работаю над несколькими проектами и времени попросту нет, но в дальнейшем обязательно займусь изготовлением корпуса.

Введите электронную почту и получайте письма с новыми поделками.

Схема простого зарядного устройства для АКБ

Выходное напряжение регулируется от чистого ноля. Процесс зарядки автомобильных аккумуляторов происходит следующим образом, включаем зарядное устройство в сеть и вращением переменного резистора добиваемся на выходе 14 и 14.4 вольт выходного напряжения.

Это напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора, дальше подключаем зарядку к аккумулятору не забывая соблюдать полярность, то есть плюс к плюсу, а минус к минусу.

заряда аккумуляторной батареи

По мере заряда аккумуляторной батареи ток будет снижаться и в конце процесса значение будет близким к нулю, этим заряд можно считать завершенным.

Плохо то, что схема лишена защиты от коротких замыканий, может спасти только предохранитель, также отсутствует функция защиты от переполюсовки питания, но все это можно дополнить и позже, было бы желание))).

Плата в формате .lay; скачать…

Автор; АКА КАСЬЯН

Как вам статья?

Рейтинг
( 4 оценки, среднее 4 из 5 )
Поделки своими руками для автолюбителей
Комментарии: 53
  1. Иван

    Скажите пожалуйста,как правильно включить в сеть трансформатор в Вашей поделки?
    У меня похожий транс RT-6000B, он подойдёт?

    1. Иргиз

      Сколько вольт на выходе вторичной обмотке?

      1. Сергей

        ~21v

  2. Дмитрий

    Скажите пожалуйста, если аккумуляторы и правда лучше заряжать импульсным током, то каие именно? В ИБПах стоят щелочные, и переменка сглаживается конденсатором.
    А так схема проста и вполне позволяет заряжать в ручном режиме.

    1. Химик

      В настоящее время зарядные устройства в основном выпускаются все в импульсном выполнении, так что ими сейчас заряжают практически все аккумуляторы, начиная со смартфонов и заканчивая автомобильными АКБ.

    2. Владимир

      В ИБПах стоят кислотные или гелевые аккумуляторы

    3. Аноним

      В ИБП обычно стоят модернизированные -кислотные- только электролит там специфический- гелевый. они не обслуживаемые

      1. слава

        с какои частотои работает эта схема на выходе

  3. Виктор

    Повторил. Нужен был простой и дешевенький для знакомого.
    Все ОК! Работает.

  4. Сергей

    Сжег штук 5 выходных транзисторов,нужен тиристор.Маленький аккумулятор от бесперебойника заряжает, автомобильный на 50 Ам сгорает.

    1. Илья

      Сергей, на радиатор ставил?

  5. Вячеслав

    Почему эта схема не работает с электронным тр-ом Tachibra -150вт? Естественно с доработанным.На простой Т-120 с мостиком ставлю-всё ОК, притуляю к Ташибре-не хочет.Выдаёт потолок-10 ампер

    1. Юрий

      Извини за вопрос .В чём заключается твоя доработка Тошибра импульсник?..Там нада перемотать транс .. сделать схемку из нескольких кондёров и диодного моста ШОТКИ,, после этого можно что-то предпринимать .Так что ты переделал?

    2. Юрий

      Да, ещё на входе самого импульсника дидный мостик на 3 ампера ставь, а транзистры 13009…

  6. Владимир

    здраствуйте простое зу наку202 сильно греется R5

    1. Илья

      Возможно какойто из транзисторов не исправен.

    2. василий

      поставь 200 ом

    3. Валерий

      R5 должно быть 3к а R6 12к
      и тогда ничего не будет греться работает отлично, а вместо
      R6,8к поставь 10к и вообще не будет скачков

      1. Валерий

        А вообще вся схема должна работать на килоомных резисторах а не на омных как везде ее показывают

        1. Валерий

          Эта схема работает на любых тиристорах серии КУ201,202 , которые устанавливают на радиатор

          1. Валерий

            Ее правильная схема ЗУ-2М смотрите в интернете
            ее разработали советские инженера а не самоучки которые выложили в журнал радио, да еще на омных резисторах.

  7. Юрий

    R5 12к. R6 9 к. где-то в этих пределах ,транзисторы Т1кт816..т2кт817..Ничего не будет греться и работать будет как часы ..Удачи всем .

    1. ЮРИЙ К.

      МЫ С ТОБОЙ КАК В ДЫРОЧКУ СМОТРЕЛИ! я ПРИМЕРНО ТАК И ПОСТУПИЛ-РАБОТАЕТ!

    2. ЮРИЙ К.

      НА ВЫХОДЕ ВТ151

    3. Владимир

      Не надо такие мощные тр-ры ! Я раз 5 повторял эту схему с различными м/мощными , как КТ 315/361, так и с любыми другими еще слабей. Ничего не грелось, кроме силовых элементов (тут уж зависит от радиаторов и мощи тир-ра и диодов)

      1. Илья

        Владимир, спасибо за полезные советы… учтёмс)

  8. СалоМон

    А как это сделать на основе вышедшего из строя зу? Перепутали полярность и что вылетело, но трансы и тп живые корпус и тп и тд

    1. Игорь

      от своего ЗУ оставь тр и мост диодный, остальное всё удали. Спаяей схему, что сверху и подсоедини к своему мосту. Вот и всё.

  9. Аноним

    Транс один диод напр 11в при подключинии к акб напр 14в

    1. сергей

      5 циклов такой зарядки и можно выкидывать акб

  10. Алексей

    Согласен, транс+1 диод+лампа параллельно аккуму = самый простой и эффективный зарядник. И не надо ничего городить на микросхемах и тиристорах.

  11. Сергей

    Доброго дня. Какая должна быть мощность резисторов.

  12. геннадий

    почему это зарядное отключается сама через 3\5 минут работы?

  13. Владимир

    почему на выходе устройства занижено напряжение.

  14. Иван

    На выходе устройства плавает напряжение. Если, например, выставить напряжение 14,3 вольт, то оно плавает в пределах 13,9 — 14,5 вольт.

    1. Дмитрий

      здравствуйте. Можно ли заменить ку202 на ТС132-40-10?

  15. Алик

    Почему регулирующий элемент стоит в эмиттерной цепи? Ток коллектора регулируется током базы…
    Делитель в цепи базы 2- го транзистора… У меня совсем другие номиналы получились. Может в расчётах ошибся?

  16. денис

    схему собрал все работает!

  17. денис

    заряжал рабочий акб на 60 а/ч 4часа , полет нормальный! Только осталось радиатор нормальный поставить!Печатку делал свою!

  18. Игорь

    собирал эту схему не раз, трансформатор ТС-180 с перемотанной вторичной обмоткой тиристор Т-120 работает великолепно схема управления на кт315 икт361 ток на АКБ от 0А-10А, Повторяйте не пожалеете!!!!!

  19. Константин

    Красавчик. Коротко, ясно, по делу. Лайк

  20. ВОВАН

    если 16 в при ампере 4 ток при заряде не уменьшается

  21. Василий Воронин

    Народ!У меня хорошо заработало при R3-12k,R6-9k1,R4-10k,C1-0,47 многослойный,Q1-кт315,Q2-кт361,T1-ку202,трансформатор от бесперебойника,остальное по схеме из статьи,только R1 0.5W,(при макс.токе греется).Собирал по ориг.схеме ЗУ-2М,работало но резисторы сильно грелись,и регулировка скачком.С этими номиналами все ок и плавная Регул.Юрию и Валерию спасибо!

  22. Евгений

    Автору. В статье написано — консульфатация
    Аккумулятора. Правильно десульфатация!
    Необходимо исправить.

    1. admin (автор)

      Спасибо, подправил.

  23. Сергей

    Почему ЗУ не регулирует вольтаж?

  24. Алексей

    Добрый день. Собрал схему, номиналы элементов, типы, все по схеме. Регулировка напряжения происходит где то от середины угла вращения R2 20кОм, можно ее как то растянуть на весь угол

    1. Сергей

      Здравствуй, Андрей! Я, тоже, собрал зарядку по этой схеме, но регулятор тока вообще не работал?! Зарядка выдавала максимум тока и напряжения, да так, что провода грелись! Проверил я все детали т.е. транзисторы,тиристор(КУ202Н) — всё рабочее! Прое….ся полдня, но в конце-концов до меня дошло — тиристор, то работает в импульсном режиме, т.к. управляющее напряжение даёт генератор импульсов. Ну, я и подумал, а дай-ка я увеличу скважность этих импульсов, т.е. уменьшу частоту генератора. Я, это сделал — и всё заработало. Ток регулируется от 0 до 8 Ампер, ну, трансформатор больше не выдаёт. ЭТО ДЕЛАЕТСЯ ЗАМЕНОЙ КОНДЕНСАТОРА С1. Я, заменил конденсатор 1мкФ на 10мкФ электролитический(только полярность на перепутать)!!! Да, пробовал поставить на 4,7 мкФ регулировка тоже шла от 4 Ампер и до 8-ми!!!

      1. Вячеслав.

        Спасибо табе за информацию. У Касьяна много схем вообще не работают и он не делится информацией. Даёт ссылки которые не открываются. Раньше он был другим, что-то его испортило, жаль.

  25. Вячеслав.

    Спасибо табе за информацию. У Касьяна много схем вообще не работают и он не делится информацией. Даёт ссылки которые не открываются. Раньше он был другим, что-то его испортило, жаль.

  26. Шамиль

    Ну что вам 5$ на зарядник жалко?

  27. Аноним

    С подключенной нагрузкой не регулируется напряжение(((((сразу максимум и всё (что может быть не так?

  28. Андрей

    Хорошая сема, но!
    Если использовать кт3102 и кт3107 (с большим h21э), резисторы R3 и R6, следует использовать номиналом от 1кОм до 2кОм, одинаковые ( 0,125, 0,25)…и ничего не греется. Тиристор типа ТС160))) и аналогичные мощные = вечный и не убиваемый зарядник, ему предохранители и защиты не нужны. Кучу собрал таких по этой схеме, прелесть!!!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: