Схема простого зарядного устройства для АКБ

Привет всем, я за свою практику делал множество схем зарядных устройств для самых разных аккумуляторов, но в последнее время заметил, что несмотря на огромную базу схем в интернете, люди хотят видеть простую схему зарядного устройства для

автомобильных аккумуляторов из очень доступных компонентов, поэтому я решил воплотить эту идею в жизнь.

Схема простого зарядного устройства для АКБ

Эта схема была снята из радиожурнала, которая стала очень популярной в последнее время, по сути это тиристорный регулятор напряжения, многие наверное будут осуждать мое решение об использовании именно этой схемы, ведь она не имеет узла контроля тока, защиты и многих других плюшек, которыми снабжены современные зарядные устройства.

Схема простого зарядного устройства

Вы конечно правы, но именно эта схема была повторена радиолюбителями, в том числе и мною множество раз и зарекомендовала себя с лучшей стороны.

Итак, о схеме; она отличается от обычных линейных схем, обратите внимание на транзисторы Q1 и Q2, на их базе собран генератор импульсов, то есть аккумулятор по сути заряжается импульсами тока, в этом можно убедиться подключив осциллограф, такой режим работы имеет множество плюсов.

Первый из них заключается в том, что силовой элемент схемы работает не в линейном, а в ключевом режиме, следовательно, нагреваться будет меньше, и ещё импульсная зарядка может быть полезной для десульфатации аккумулятора, а значит такая зарядка в теории может восстанавливать АКБ.

для консульфатации аккумулятора

Генератор импульсов собран на маломощной комплементарной паре, можно использовать буквально любые маломощные транзисторы, например наши КТ 361 и КТ 315. Выходной ток может доходить до 10 ампер, следовательно с ее помощью можно эффективно заряжать аккумуляторы с ёмкостью до 100 ампер\часов.

Диодный мост

Диодный мост нужен с запасом, советую использовать диоды ампер на 15-20, я ставил готовую сборку на 30 ампер. Сетевой понижающий трансформатор должен обеспечивать выходное напряжение не менее 15 или 16 вольт и соответствующий ток.

Тут важно запомнить — эффективный ток заряда для автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторов составляет десятую часть от ёмкости аккумулятора,  например аккумулятор на 60 ампер\часов эффективный ток заряда должен быть в районе 6 ампер и т.д.

 эффективный ток заряда

В моем варианте был использован готовый трансформатор от источника бесперебойного питания, по мне это хороший вариант. Мне повезло и обмотки трансформатора оказались медными, а не алюминиевыми как это бывает с бюджетными бесперебойниками.

Порывшись в старом хламе мне удалось найти только один тиристор, но к сожалению и тот оказался нерабочим, по идее можно собрать аналог тиристора, но я решил использовать обычный транзистор типа империи MJE13009 и всё прекрасно заработало.

переделал на транзистор

Печатная плата получилась довольно компактной, кстати исходный файл платы доступен для скачивания в конце статьи. Транзисторы и диодный мост устанавливают на радиатор, конструкцию также желательно дополнить кулером.  Индикаторы поставил стрелочные, амперметр на 1 ампер, но после замены шунта он стал отображать ток до 10 ампер, вольтметр на 15 вольт.

Хотел всё это дело собрать в корпусе от блока питания компьютера но на данный момент работаю над несколькими проектами и времени попросту нет, но в дальнейшем обязательно займусь изготовлением корпуса.

Введите электронную почту и получайте письма с новыми поделками.

Выходное напряжение регулируется от чистого ноля. Процесс зарядки автомобильных аккумуляторов происходит следующим образом, включаем зарядное устройство в сеть и вращением переменного резистора добиваемся на выходе 14 и 14.4 вольт выходного напряжения.

Это напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора, дальше подключаем зарядку к аккумулятору не забывая соблюдать полярность, то есть плюс к плюсу, а минус к минусу.

заряда аккумуляторной батареи

По мере заряда аккумуляторной батареи ток будет снижаться и в конце процесса значение будет близким к нулю, этим заряд можно считать завершенным.

Плохо то, что схема лишена защиты от коротких замыканий, может спасти только предохранитель, также отсутствует функция защиты от переполюсовки питания, но все это можно дополнить и позже, было бы желание))).

Плата в формате .lay; скачать…

Автор; АКА КАСЬЯН


46 thoughts on “Схема простого зарядного устройства для АКБ”

  1. Скажите пожалуйста,как правильно включить в сеть трансформатор в Вашей поделки?
    У меня похожий транс RT-6000B, он подойдёт?

  2. Скажите пожалуйста, если аккумуляторы и правда лучше заряжать импульсным током, то каие именно? В ИБПах стоят щелочные, и переменка сглаживается конденсатором.
    А так схема проста и вполне позволяет заряжать в ручном режиме.

    1. В настоящее время зарядные устройства в основном выпускаются все в импульсном выполнении, так что ими сейчас заряжают практически все аккумуляторы, начиная со смартфонов и заканчивая автомобильными АКБ.

    2. В ИБП обычно стоят модернизированные -кислотные- только электролит там специфический- гелевый. они не обслуживаемые

  3. Повторил. Нужен был простой и дешевенький для знакомого.
    Все ОК! Работает.

  4. Сжег штук 5 выходных транзисторов,нужен тиристор.Маленький аккумулятор от бесперебойника заряжает, автомобильный на 50 Ам сгорает.

  5. Почему эта схема не работает с электронным тр-ом Tachibra -150вт? Естественно с доработанным.На простой Т-120 с мостиком ставлю-всё ОК, притуляю к Ташибре-не хочет.Выдаёт потолок-10 ампер

    1. Извини за вопрос .В чём заключается твоя доработка Тошибра импульсник?..Там нада перемотать транс .. сделать схемку из нескольких кондёров и диодного моста ШОТКИ,, после этого можно что-то предпринимать .Так что ты переделал?

    2. Да, ещё на входе самого импульсника дидный мостик на 3 ампера ставь, а транзистры 13009…

    1. R5 должно быть 3к а R6 12к
      и тогда ничего не будет греться работает отлично, а вместо
      R6,8к поставь 10к и вообще не будет скачков

      1. А вообще вся схема должна работать на килоомных резисторах а не на омных как везде ее показывают

        1. Эта схема работает на любых тиристорах серии КУ201,202 , которые устанавливают на радиатор

          1. Ее правильная схема ЗУ-2М смотрите в интернете
            ее разработали советские инженера а не самоучки которые выложили в журнал радио, да еще на омных резисторах.

  6. R5 12к. R6 9 к. где-то в этих пределах ,транзисторы Т1кт816..т2кт817..Ничего не будет греться и работать будет как часы ..Удачи всем .

    1. Не надо такие мощные тр-ры ! Я раз 5 повторял эту схему с различными м/мощными , как КТ 315/361, так и с любыми другими еще слабей. Ничего не грелось, кроме силовых элементов (тут уж зависит от радиаторов и мощи тир-ра и диодов)

  7. А как это сделать на основе вышедшего из строя зу? Перепутали полярность и что вылетело, но трансы и тп живые корпус и тп и тд

    1. от своего ЗУ оставь тр и мост диодный, остальное всё удали. Спаяей схему, что сверху и подсоедини к своему мосту. Вот и всё.

  8. Согласен, транс+1 диод+лампа параллельно аккуму = самый простой и эффективный зарядник. И не надо ничего городить на микросхемах и тиристорах.

  9. На выходе устройства плавает напряжение. Если, например, выставить напряжение 14,3 вольт, то оно плавает в пределах 13,9 — 14,5 вольт.

  10. Почему регулирующий элемент стоит в эмиттерной цепи? Ток коллектора регулируется током базы…
    Делитель в цепи базы 2- го транзистора… У меня совсем другие номиналы получились. Может в расчётах ошибся?

  11. заряжал рабочий акб на 60 а/ч 4часа , полет нормальный! Только осталось радиатор нормальный поставить!Печатку делал свою!

  12. собирал эту схему не раз, трансформатор ТС-180 с перемотанной вторичной обмоткой тиристор Т-120 работает великолепно схема управления на кт315 икт361 ток на АКБ от 0А-10А, Повторяйте не пожалеете!!!!!

  13. Народ!У меня хорошо заработало при R3-12k,R6-9k1,R4-10k,C1-0,47 многослойный,Q1-кт315,Q2-кт361,T1-ку202,трансформатор от бесперебойника,остальное по схеме из статьи,только R1 0.5W,(при макс.токе греется).Собирал по ориг.схеме ЗУ-2М,работало но резисторы сильно грелись,и регулировка скачком.С этими номиналами все ок и плавная Регул.Юрию и Валерию спасибо!

  14. Автору. В статье написано — консульфатация
    Аккумулятора. Правильно десульфатация!
    Необходимо исправить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.